«Спящая красавица» — балет.

«Спящая красавица» - балет.

«Спящая красавица» — балет.


«Спящая красавица» создавалась, когда Петипа шел семьдесят второй год и когда, как кажется, его впервые стала беспокоить мысль о неизбежном уходе. Ничто не указывает на то, что подобные черные мысли когда-либо раньше посещали Мариуса Петипа. Ничто не омрачало его феерий-дивертисментов. Они выстраивались в один сверкающий ряд, все более легкомысленный, все более беззаботный. «Волшебные пилюли» (1886; балет-феерия в 3-х действиях, 13-ти картинах), «Приказ короля» (1886; большой балет в 4-х действиях, 6-ти картинах), «Гарлемский тюльпан» (1887; фантастический балет в 3-х действиях, 4-х картинах), «Фиаметта» (1887; фантастический балет в 3-х действиях, 4-х картинах), «Талисман» (1889; большой фантастический балет в 4-х действиях, 7-ми картинах, с прологом и эпилогом), «Капризы бабочки» (1889; балет в одном действии) — вот несколько сокращенный список опусов Петипа второй половины 80-х годов, в конце которого — «Спящая красавица», впервые показанная 3 января 1890 года. И это тоже «большой фантастический балет», «балет-феерия», «балет-праздник». И более того — апофеоз, хореографический памятник празднику как основе и оправданию балетного театра. Далекий свет Высокого Возрождения освещает спектакль, по смыслу которого аскеза есть смерть, а праздник есть жизнь и разнообразие празднеств есть выражение полноты и богатства жизни. Все виды праздника представлены здесь, нет только праздника шутов, нет улицы, нет грубого площадного веселья. Пролог — фантастический фестиваль фей, финал — костюмированный парад сказок. Появление феи Карабос в прологе — это черный праздник, зловещий пугающий карнавал, появление нереид — просветленный праздник, праздник-мираж, чарующий праздник-призрак. «Спящая красавица» — панорама вечного праздника, лишь меняющего свой наряд, подобно четырем временам года. Каждое из четырех действий «Спящей красавицы» демонстрирует какой-либо праздничный обряд: по случаю рождения, совершеннолетия, охоты и свадьбы. Вечные ритуалы жизни конструируют этот балет, поэтому он так торжествен и так серьезен. Поэтому в нем нет ни улицы, ни шутов, а есть лишь сказочный дворец, сказочный лес, сказочные феи и сказочные принцессы. И поэтому он так непохож на «Капризы бабочки», «Талисман», «Гарлемский тюльпан» или «Волшебные пилюли». Жанр тот же, но тон не тот и не та тема. Да и поставлена «Спящая» на музыку Чайковского, а не Минкуса или Дриго, или малоизвестного Фитингоф-Шеля, или уж совсем никому не известного Кроткова. Мифологема «Спящей» — классическая русская мифологема: запрет, наложенный на жизнь, злосчастье красоты, тень роковой судьбы, которая легла на ни в чем не повинных героев. Но этот классический миф представлен в спектакле не в жанре трагедии, а в жанре феерии, и радостной, и романтичной. Еще раз повторим: балет — прекраснейшая повесть о том, как двое созданных друг для друга молодых людей устремились друг другу навстречу — через море препятствий, через бездну эпох, через грань, отделяющую эту жизнь от той, запредельной.

Лишь Чайковский, с его необыкновенной патетикой любви, мог дать этой истории музыкальное выражение, симфоническое бытие, и лишь Петипа, с его столь же необыкновенной патетикой театра, смог придать этому волнующему сюжету дополнительный смысл, смысл чисто эстетический и не менее прекрасный.

«Спящая красавица» - балет.

«Спящая красавица» — балет.

Подвиг любви он превращает в манифестацию балета. Он устраивает парад труппы, персонажей и самих хореографических форм, парад торжественный и, может быть, прощальный. Проходят все действующие лица балетного театра эпохи Мариуса Петипа: принцессы, принцы, феи, пажи; балерины, танцовщики, корифейки и кордебалет; вариации, дуэты, квартеты, гран па, большие и малые ансамбли. «Спящая красавица», где так много поклонов и реверансов, сама кажется спектаклем-поклоном в театральном значении этих слов: спектаклем-поклоном, который дают под занавес художественной карьеры.

«Спящая красавица» - балет.

«Спящая красавица» — балет.

http://www.biomed.ua/ingalyator

теги: ,

автор - balet

просмотров 1 574
комментировать

*