Последний акт.

Последний акт.

Последний акт.


В афише 1890 года последний акт в балете «Спящая красавица» обозначен так: «Свадьба принца Дезире и принцессы Авроры», в плане-заказе Петипа несколько проще: «Свадьба Дезире и Авроры», а в 1922 году Дягилев показал этот последний акт под еще более коротким названием: «Свадьба Авроры». Это название утвердилось до сих пор — и в Париже, и у Долгушина в Петербурге. Конечно же, необычность, почти что парадокс: романтические герои в старом балете не женятся и не выходят замуж, свадьба — судьба не первых, но побочных, вторых, бытовых и жанровых сюжетов. В «Сильфиде» свадьбой кончается история Эффи, танцующей на каблучках, а танцующая на пуантах Сильфида растворяется в воздухе, уносится за колосники, исчезает бесследно. Вилисы «Жизели» — девушки, умершие до свадьбы, потерявшие женихов, а свадьбы дожидается Батильда, земная невеста Альберта. На чужой свадьбе танцует Эсмеральда, на чужой свадьбе появляется Никия-тень, и даже видение Одетты возникает в момент обручения принца. Лишь в комедийных балетах, в «Коппелии», в «Тщетной предосторожности» (к этому списку относится и полукомедийный «Дон Кихот»), свадьба венчает интригу, но комедийные героини больше похожи на субреток, чем на романтических героинь, они сами устраивают свою судьбу, сами завоевывают свое счастье. А тут — спящая красавица, столетний сон, гибель от рук феи-злодейки, спасительное появление добрых фей, подвиги принца — и свадьба под занавес, счастливый конец, никак не противоречащий высокому поэтическому строю балета. Как это объяснить? А вот как: «Спящая красавица» — ренессансный балет, возвышенно-романтическая образность спектакля не отделима и не отдалена от жизненных и даже комедийных красок. Жанровым многообразием особенно блистает последний акт, акт «драгоценностей» и драгоценных ансамблей. О главном из них — дуэте Авроры и Дезире — уже говорилось, но самое существенное скажем сейчас: в этом гармоничном дуэте скрыто присутствует дух борьбы, борьбы не ожесточенной, вовсе нет, борьбы любящей женщины за избранного ей мужчину. В либретто «Спящей красавицы» Дезире спасает Аврору, побеждает препятствия, инициатива поступков принадлежит ему (и, вероятно, поэтому историк балета и к тому же опытный либреттист Ю.Слонимский писал о «пассивности» героини балета).

Однако в хореографии все обстоит наоборот, хореография и есть сфера активности Авроры. И все свое женское очарование, весь свой артистический талант Аврора вкладывает в адажио, вариацию, коду — в дуэт, чтобы тончайшим способом, не переходя неуловимую, одной лишь ей известную грань, завоевать Дезире, впрочем, уже завоеванного, потерявшего голову после первой же встречи.

Последний акт.

Последний акт.

Прекрасно отдохнуть http://akwatur.com/viktor/ всей семьёй можно в санатории «Виктор» на территории курорта Трускавец.

теги: ,

автор - Тамара Кузнецова

просмотров 849
комментировать

*