Миф о Балерине.

Миф о Балерине.

Миф о Балерине.


Во второй половине XIX века Мариус Петипа создал другой миф — миф о Балерине. Это было время очищения классического танца от всяких следов пантомимы, характерного танца и так называемой демиклассик, время формирования идеально чистых дансантных формул. Балерина Петипа и была чистой классичкой, классичкой par excellance, как говорили в XIX веке. Иначе говоря: живое и бесконечно притягательное олицетворение классического танца и ничего сверх того, абстрактное искусство вне бытовой конкретности, но и не витающее в эмпиреях. Балерина Петипа — театральный персонаж, место действия ее — театральные подмостки. На картинах и фотографиях мы можем видеть новый силуэт — силуэт примадонны, обычно в каком-либо четко обозначенном аттитюде. Метафорическая аура не окружает ни одну из этих поз, зато в них присутствует другое: высокая поэзия мастерства, профессионализм высшей пробы. Это знамение времени, но также и моды. Партерные темпы по своему художественному значению сравнялись с воздушны-ми, земное и небесное уже не противопоставлялось друг другу, как это делал романтический балет 30-40-х годов и на чем основывалась мифология «Сильфиды». Носительница высших профессиональных кондиций, ballerina assoluta (как это называлось тогда), балерина-универсал (как мы сказали бы теперь), балерина-постмодернистка (как, может быть, еще скажут) могла уравнять романтический арабеск и виртуозный пируэт, парение и вращение — подобно тому, что происходит в «Лебедином озере», в танцах Одиллии, основанных на полетах и пируэтах. Но именно здесь, в портрете Одиллии, миф о балерине профессионалке, созданный Мариусом Петипа, если и не разрушается самим Петипа, то остроумно преломляет тему профессионализма.

Появляется новая тема — блестящего и бездушного мастерства, блестящего, но не прекрасного профессионализма.

Миф о Балерине.

Миф о Балерине.

Не говоря уже о том, что танец Одиллии — игровой, драматургически насыщенный, предельно яркий. «Лебединое озеро» и возникло в скрытой полемике с абстрактной эстетикой зрелого Петипа, полемике, которую начал Лев Иванов и которую сам Мариус Петипа поддержал со всей своей энергией и всем своим талантом.

Миф о Балерине.

Миф о Балерине.

Вот здесь кстати, я натолкнулась на сайт, на котором можно скачать 2 сезон Дневников вампира.

теги:

автор - balet

просмотров 2 317
комментировать

*