Балет «Пахита».

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».


Представляем вашему вниманию материал Елены Федоренко опубликованный на страницах газеты «Культура». На исторической сцене Большого театра Парижская опера представила балет «Пахита».

Сегодня балет «Пахита», без коей в истории мирового балета не разобраться, можно увидеть только на сцене Парижской оперы в возобновлении французского хореографа Пьера Лакотта. Фантазер и стилизатор, Лакотт давно отошел от бурных споров вокруг аутентичности восстановления старинных спектаклей, открыв свои секреты реанимации балетных раритетов. Один из них получил от Лакотта Большой театр в виде «Дочери фараона». Молодость, которую иные прожигают в развлечениях, Лакотт провел с прицелом на будущее: просиживал в музеях и архивах, смотрел и пересматривал старинные опусы, часами беседовал со своими русскими педагогами о балетной старине. По его балетам-парафразам потомки будут судить о классике XIX столетия.


Заказ на постановку «Пахиты» для Лакотта стал подарком судьбы. Исторически балет «Пахита» — российско-французский гибрид.

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».

Впервые поставленный во Франции хореографом Мазилье в 1846 году на музыку Дельдеве по новелле Сервантеса «Цыганочка», балет уже через год покорил Россию.

С «Пахиты» началось завоевание Мариусом Петипа своей второй и любимой родины. (Кстати, главную партию на парижской премьере танцевал старший брат Петипа Люсьен.) Спустя три с половиной десятилетия Мариус, уже Иванович, и уже признанный мэтр, дополнил оригинал новыми танцами, усложнил известное па-де-труа и, главное, сочинил гран-па на специально дописанную композитором Людвигом Минкусом музыку. Сам балет на протяжении полутора веков терялся в истории, потом и вовсе сошел со сцены, а жизнеутверждающее гран-па (свадебный дивертисмент) стало одним из образцов балетного «миропорядка». Последний, собственно, и есть тот академический имперский стиль, что утверждался Петипа в России и чем славен русский классический балет.

Лучшие труппы танцуют гран-па из «Пахиты» с не меньшим пиететом, чем белый акт из «Лебединого озера» или акт «Тени» из «Баядерки».

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».

Архивариус Лакотт воспользовался и французской, и русской версиями, нашел записи Мазилье и зарисовки старинных декораций.

Неисчерпаемая фантазия позволила ему сплести фантастические кружева танцев, приправив их ироничной пантомимой в стиле ретро. Получилась «Пахита». Заодно Лакотт напомнил нам, что же произошло с девушкой Пахитой до ее пышной свадьбы и о чем не вспоминали долгие годы.

По сюжету, Пахиту в младенческом возрасте украли цыгане, и она не знала иной жизни, кроме таборной. Пришло счастье — девушка обрела свою родовитую семью (благодаря сохранившемуся медальону открывается знатное происхождение ненастоящей цыганки).

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».

Мудреная интрига с участием французского гусара, отчаянно влюбившегося в Пахиту, с плетением заговора, покушением на убийство, отравленным вином, со злодеями в черных банданах и плащах — к танцам никакого отношения не имеет.

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».

Первое действие (фабула триллера там и завершается) происходит в обожаемой балетом Испании, где крестьяне и цыгане танцуют в ослепительном французском стиле: гибкие повороты, грациозные прыжочки, сверкающие пируэты, дотянутые подъемы стоп, точные пятые позиции, гравюрные кокетливые позы и легкое, как теплый ветерок, дыхание танца — все, чем славится французская школа.

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».

Бесшумные пластические мелодии кордебалета просверкивают лукавой улыбкой. Шарм дуэтов Пахиты (блестящая этуаль Людмила Пальеро) и ее возлюбленного Люсьена (столь же блестящий Матиас Эман) творится нежной музыкальностью танца, в коем не заметно и малейших усилий. Что говорить — элегантное очарование галантного века. В год своего 300-летия французская школа показала, что не утратила аккуратности, благовоспитанности, грациозности.

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».

Свадьба второго акта, хоть и происходит во Франции, но представляет, по сути, целый мир русского балета с его премьерным блеском и праздничной торжественностью.

Балет "Пахита".

Балет «Пахита».

Мариус Петипа поставил парад примадонн, на свадебном пиру каждая гостья пытается затмить своим танцем невесту, причем не легким кокетством или изящными выходками, а победной виртуозностью и открытым темпераментом. Тут уж не блеск алмазной крошки, а сияние крупных бриллиантов.

И хотя Лакотт освободил Гран-па от нескольких вариаций, имперская постройка с вязью ансамблей, па-де-труа, вариациями, детской мазуркой сохранила царственный облик бескрайнего российского размаха. Но изящный галльский шарм — совсем не русская удаль, и трогательным парижанам не под силу передать гордый балеринский апломб и широкую манеру танца. Так что балет «Пахита» оказался парадом двух балетных стилей, что кажется отличной приметой открывшегося сезона.

теги: ,

автор - Чогин Фидель

просмотров 2 077
  • Татьяна says:
  • Валя says:
  • Анастасия says:
комментировать

*