Балет. Начало истории.

Балет. Начало истории.

Балет. Начало истории.


Танец возник на заре истории человечества (некоторые исследователи уверяют нас, что даже человекообразные обезьяны в особых условиях выполняют ритмичные движения). Нет ни одного народа, который не имел бы своих характерных танцев, отражающих национальный характер и представления о прекрасном. Балет с его строгими правилами и тщательной профессиональной подготовкой — вершина хореографического искусства. Он является плодом долгого развития европейской цивилизации, а истоки его лежат в античных временах и даже еще дальше.

Уже в Шумере правителей окружала свита музыкантов и танцовщиц. В Древнем Египте изображения танцовщиц на станах гробниц сопровождают покойного в другой мир, чтобы услаждать его так же, как и при жизни. Есть сведения, что танцовщиц в Египте отбирали уже с раннего детства и долго учили.

На фресках видна слаженность и согласованность движений, которая заставляет предположить, что у этих танцев был свой режиссер-постановщик. В Египте зародилось искусство религиозных мистерий — представлений, в которых воспроизводились сцены из мифов. Роль Осириса, умирающего и воскресающего бога, часто исполнял сам фараон.

Эти сцены оказали влияние на греков, которые проникали в Египет со 2-го тысячелетия до нашей эры.

Балет. Начало истории.

Балет. Начало истории.

Это был небольшой экскурс в историческое прошлое. Сейчас же я хочу вам предложить попробовать паштет «из печени с салом и чесноком» от компании http://oniss.com.ua/ru/tm-sim-ya. Нежный приятный вкус паштета и неизменное качество украинских продуктов заставит вас полюбить паштет с салом.

Я продолжу историческую тему. Сейчас рассказ пойдёт о древней Греции. Из религиозных обрядов вырос греческий театр.
Во время торжеств, прославляющих бога вина Диониса, проходили певческо-танцевальные выступления хора. Зачастую танцевали молча и только движения танцоров объясняли содержание сольной песни автора. Существовали также «чистые танцы», выходящие за рамки простой иллюстрации слов. Одним из подобных танцев была эммелея — серьезный, спокойный танец, сопровождающий трагедийные представления. Другой танец — кордакс — исполнялся, когда играли комедию. Он показался бы нашим современникам вульгарным и даже непристойным. Но это была священная непристойность, сродни тем шуткам и жестам, которыми рассмешила богиню Деметру служанка Ямба (центральный сюжет Элевсинских мистерий). Танец в честь Диониса был также священен и должен был возрождать производительные силы всего живого. О том, какую роль играл танец в первых театральных представлениях, можно судить по тому, что игровая площадка называлась «орхестрион», то есть место для танцев. К жреческим костюмам восходили и театральные одежды.

За несколько столетий греки достигли совершенства в выразительности. Есть свидетельства, что Эвмениды (богини мщения, называемые также Эриниями) с таким неистовством преследовали в танце на сцене матереубийцу Ореста, что ужас наполнял сердца зрителей. Некоторые убегали, а у беременных женщин начинались родовые схватки.

Балет. Начало истории.

Балет. Начало истории.

Греческие авторы (в том числе Эсхил и Аристофан) сами неоднократно танцевали в собственных пьесах. Аналогом балетмейстера был «орхестродидаскал», готовящий танцоров и продумывающий схему танцев солистов.

Из сохранившихся источников известно, что в греческом танце появлялись уже вращательные движения, выполняемые обычно мелкими шажками. Присутствовали уже повороты во всю стопу, на полусогнутых пальцах и на «высоких пальцах» (установленных перпендикулярно). Характерным движением для представлений сатиров (козлоногих божеств плодородия) было перемещение вприсядку вперед, с выбрасыванием ног вбок. Именно тогда возникли аналоги первой позиции классического балета (обе стопы, соединенные пятками, составляют прямой угол 180°), а также второй позиции (ноги раздвинуты на расстояние шага, стопы направлены по прямой линии наружу, руки распростерты) и четвертой (одна нога выдвинута параллельно другой, стопы обращены в противоположные стороны, одна рука поднята над головой, вторая вытянута в бок), однако они еще не были столь жестко зафиксированы, как позднее в классическом балете. Греческий танец часто был стремительным и выразительным, и одним из средств выражения были движения рук, которые в более позднем балете были ограничены пятью основными позициями.

теги:

автор - balet

просмотров 976
  • Василина says:
комментировать

*