Архитектоничность.

Архитектоничность.

Архитектоничность.

В чем же выразился художественный разум Петипа, если многие либретто его лишены логики, смысла и остроты, если его фантазия била через край и не знала удержу? В том, что составляло подлинную основу балетов Петипа — в их конструкции, в их плане. Сценический план «Спящей красавицы» и сегодня поражает своей продуманной полнотой. Он напоминает подробный чертеж дворца или дворцового парка. Музыкальная форма (а план адресован Чайковскому) воспринята Петипа визуально. Он видит будущую партитуру, как он видит будущий балет, и конструирует музыкальную форму согласно скрытой архитектонической логике балетного театра. Архитектоничность — наиболее существенная черта балетмейстера Мариуса Петипа. Архитектонично его мышление, архитектонична его фантазия, архитектоничны его «сны». Поэтика архитектоничности подчиняет в балетах Петипа решительно все — и общую схему, и пространственное решение отдельных эпизодов. Даже балерина в системе Петипа архитектонична. К ней сходятся линии мизансцен, подобно тому, как к Адмиралтейству сходятся линии трех петербургских проспектов. Трехмерный аттитюд в первом акте «Спящей красавицы» демонстративно утверждает себя в противовес романтическому двухмерному арабеску. Архитектоника тела определяет эволюцию поз, архитектоника страсти — развитие сюжета. Сама жизнь, согласно невысказанному, но непререкаемому убеждению Петипа, строго архитектонична. Все импровизации, случайности, вся неуправляемая игра стихий в конечном счете входит в строгие, изначально существующие формы. И в этом оправдание любой композиции Петипа, любого его ансамбля.
Архитектоничность.

Архитектоничность.


А.Волынский с восторженным недоумением описывал некогда знаменитый (а ныне — исчезнувший) pas d’action из балета «Дочь фараона»: «Сколько тут фигурирующих лиц, нужных и ненужных! Дочь фараона, подруга ее, англичанин, две наперсницы, какой-то танцующий кавалер, чуть ли не брат самого фараона. У каждого из этих лиц, кроме англичанина, особые танцы, поставленные со всем мастерством, на какое был способен Мариус Петипа. Персонажи эти танцуют и соло, и в летучих ансамблях. Не подлежит сомнению, что в современной передаче такое многообразие, особенно если принять во внимание, что целые части постановки окончательно исчезли из памяти, было бы чрезвычайно трудно повторить. Все необходимо ввести в более спокойную и скромную раму». Разумеется, с точки зрения ортодоксальной эстетики именно так и следовало бы поступить, именно так оценив избыточно-барочный и кажущийся нефункциональным принцип постановки. Но дело в том, что эстетика Петипа (даже раннего Петипа) неортодоксальна. Лишние персонажи pas d’action выстраивают ансамбль, а не обслуживают сюжет — они архитектонически необходимы. Точнее сказать, лишние персонажи обслуживают скрытый сюжет — построение ансамбля, и этот скрытый сюжет подлинный, а в данном случае — единственно значимый, художественно ценный и художественно актуальный. В балетах Петипа почти всегда два сюжета, и не всегда они накладываются друг на друга. В «Раймонде», поставленной тридцать шесть лет спустя «Дочери фараона», мы видим сходный ансамбль — pas (faction второго акта, но тут уже найдена гармония, получен искомый результат: логика архитектоническая и логика драматургическая здесь совпадают идеально.
Архитектоничность.

Архитектоничность.


Иначе говоря, само действие в балетах Петипа архитектонично. Оно интенсивно не менее, чем в балетах Перро, но включено в определенную пространственно-временную структуру. Есть адажио, есть вариация, есть кода, а в некоторых случаях есть и вступление, выход, антре. Есть развернутая цикличная форма. Терминологически различие между Перро и Петипа можно объяснить так: в выражении pas d’action Перро делает ударение на втором слове, а Петипа — на первом. Понятие «па» в творчестве Петипа получает предельно расширительный смысл. Закон построения па в балетах Петипа выше всех других законов.
Архитектоничность.

Архитектоничность.


Для передачи на бумагу вышеизложенной точки зрения понадобится офисная бумага. Какую выбрать офисную бумагу? В чём принципиальная разница между производителями офисной бумаги? Обо всём об этом, а так же заказать собственно самому бумагу для офиса, вы сможете пройдя по выше представленной ссылке.

теги:

автор - Anna

просмотров 1 454
комментировать

*